8 (499) 394-64-62

centr_razvitiya@inbox.ru

ПАРТНЕРЫ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Соседствующие друг с другом две державы - Россия и Китай - играют важную роль в мировом сообществе, и особенно - в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

«Российско-Китайские отношения находятся на беспрецедентно высоком уровне» В.В. Путин

  Двусторонних отношения между ними всегда занимали весомое место во внешней политике каждой из стран, потому что между ними имеются тесные связи не только в географическом отношении, но и в плане геополитики, геоэкономики и культурного обмена, обусловленного историей.

КНР в новейшей истории становится всё более мощным геополитическим игроком в мире. Китай старается принять как можно более активное участие в мировых делах. Участие КНР в таких организациях, как: ООН, АТЭС, ШОС, БРИКС и т.д. позволяет ей реализовывать свои национальные интересы.

Так же как и Китай, значимую роль в мире играет и Российская Федерация. По сути, недавний игрок на геополитической арене мира, Россия достигла немалых успехов в укреплении своего влияния в мире, в том числе и за счёт установления крепких российско-китайских отношений.

Эти взаимоотношения играют значимую роль в геополитической конъюнктуре России. Данное межгосударственное сотрудничество особенно актуально в связи с обострившимися отношениями между Россией и странами Запада.

КНР, являясь мировой торговой державой и опираясь на свой потенциал и свою усилившуюся роль на мировой арене, формирует новую внешнюю политику. Эта политика оказывает возрастающее влияние на международно-политические и мирохозяйственные процессы, непосредственно затрагивающие не только ее ближайших соседей, но и все уголки земного шара. Именно поэтому внешняя политика КНР интересует многих исследователей в области международных отношений.

В условиях трансформации современной системы международных отношений Россия также исходит из национальных интересов, сформулированных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, вступившей в силу 12 мая 2009 года. Они заключаются, в частности, в упрочении позиции России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями. Реализация национальных интересов Российской Федерации в международной сфере по линии взаимоотношений с китайским партнером актуализирует вопрос о характере изменений происходящих как в мире, так и во внешней политике КНР.

 

В настоящее время Китайская Народная Республика (КНР) – одно из потенциальных сверхдержав, крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,3 млрд человек), занимает третье место в мире по территории, уступая лишь России и Канаде.

 Китай – вторая экономика в мире. ВВП на 2013 год составлял 7,318 трлн долл., а в декабре 2014 года по паритету покупательской способности вышел на первое место, обогнав США. Китай обладает самыми большими в мире трудовыми ресурсами – 803 млн 300 тыс. чел., опережая по этому показателю Индию, весь ЕС, США и Россию. Золотовалютный резерв КНР на 2012 год также превышает резервы всех других стран – 2,45 трлн долл[1].

Китай – четвертый в мире импортер (1204 млрд долл. в 2010 году) и второй крупнейший экспортер (после Германии) – в 2010 году доходы от экспорта составили 1581 млрд долл.

Этой стране присуще стремление занять ведущую роль не только в экономике, но и в политике. КНР в настоящее время проводит внешнюю политику, способствующую укреплению роли Китая в мировой политике, при этом придерживается сравнительно нейтральной позиции. Китай стремится к политическому лидерству не с целью навязать миру коммунистическую административно-распределительную общественную модель. Его задача состоит в том, чтобы стать равным странам, играющим ключевую роль в создании нового миропорядка, и продемонстрировать миру свою готовность нести ответственность за планетарное развитие.

Основная задача, которая поставлена перед внешнеполитическими ведомствами Китая, заключается в том, чтобы уже в ближайшей перспективе существенно повысить роль Китая в мировых и региональных процессах и превратить его в равного или «почти равного» США мирового игрока. Поэтому доминирующим направлением деятельности китайской дипломатии в ближайшие годы, по-видимому, будет оставаться нормализация отношений с США. Несмотря на сохраняющиеся расхождения с Вашингтоном по вопросам демократии и прав человека, торгового дефицита США и курса китайского юаня, степени прозрачности растущих военных расходов Китая (в 2007–2008 годах ежегодный прирост почти на 18%) и др., Пекин скорее всего будет стремиться к выстраиванию с США отношений, которые, по выражению китайских руководителей, базировались бы на «общих стратегических интересах» обеих стран. Можно предположить, что в ближайшие годы Пекин постарается активизировать «экономический диалог» с США, начатый в 2006 году, и выстроить «энергетический диалог».

Высока вероятность, что Китай будет продолжать занимать выгодную для США позицию в отношении северокорейской ядерной проблемы взамен на негативное отношение США к идее независимости Тайваня.

Но в данный момент наблюдается ухудшение отношений между США и КНР. Причиной тому является нейтральная (а по сути поддержка РФ) позиция Китая в Совете Безопасности ООН по ситуации вокруг Сирии. Так же последней каплей в ухудшающихся отношениях стала так называемая «революция зонтиков» в Гонконге, когда министр иностранных дел Китая Ван И заявил, что ситуация в Гонконге является внутренним делом КНР, и предостерег Вашингтон от попыток вмешательства в нее.  

Несмотря на рост экономического сотрудничества между Китаем и Японией, в краткосрочной перспективе не стоит так же ожидать реального политического сближения Пекина и Токио. Тормозящий эффект на динамику двусторонних отношений продолжают оказывать нерешенные исторические и территориальные споры, негативное восприятие китайцами и японцами друг друга, соревнование Пекина и Токио за лидерские позиции в Восточной Азии, а также отрицательное отношение Пекина к повышению статуса Токио в СБ ООН.

По заявлению председателя КНР Си Цзиньпина следует, что первоочередной задачей внешнеполитической деятельности Коммунистической партии Китая является создание мирного и благоприятного международного климата для развития страны в течение первых 20 лет XXI века.